Каргополье - Поморье, 2018

Каргополье - Поморье, 2018

24 марта – 1 апреля

 

Поездка была задумана с целью осмотра и обследования большого числа объектов, труднодоступных в летнее время. Зима на Севере открывает дороги – это зимники и ледовые переправы. В основном мы сосредоточили внимание на отдаленных объектах Поморья, но по дороге охватили и несколько каргопольских церквей и часовен. Группа участников экспедиции составляла 12 человек (на 4-х машинах), включая архитекторов-реставраторов, искусствоведов и иных специалистов, интересующихся деревянным зодчеством Севера.

Деревня Калитинка состоит из группы небольших деревень. В них сохранилось три часовни. Две из них восстановлены, третья сейчас реставрируется. Все это осуществляется на общественные средства в рамках проекта «Общее дело». На примере этих часовен хорошо видны различные реставрационные подходы и методы работы. Результаты вдохновляют.

Село Нокола сохранило каменную колокольню XIX в. и деревянную Петропавловскую церковь 1792 г. Храм внутри обустроен, но снаружи стоит обезглавленный. Раньше четверик был покрыт кубом и завершался видимо одной главой.

Деревня Замошье расположена за озером Лаче в лесах и болотах. Зимой почти до самой деревни ведет хорошая лесовозная дорога. В прошлом это было достаточно большое поселение. Сохранились полуразрушенные дома и церковь Георгия Победоносца, построенная в 1832 г. Это хороший образец деревянного храма, выполненного в духе классицизма. Хотя его архитектурные формы относятся к Новому времени, конструктивная основа глубоко традиционна. Сруб добротно сложен из толстых бревен, основной четверик перекрыт бревенчатой пирамидой, срубленной «в режь», сложные конструкции колокольни сочетают сруб и каркас.

В конце XIX – начале ХХ в. храм перестраивался с увеличением площади. Бывшие сени, над которыми стоит колокольня, объединили с трапезной. Соответственно и нынешняя паперть с входной лестницей и выгороженной каморой с лестницей на колокольню позднейшая. Первоначально на западной стороне над открытой входной лестницей был навес, от которого сохранились консоли.

Состояние сруба церкви нормальное, перекрытия держатся, но накренилась верхняя каркасная часть колокольни, в местах протечек начали загнивать конструкции. Несколько лет назад кто-то положил консервационную кровлю. Это позволит продлить жизнь зданию, но в целом не решает проблемы его сохранения.

Деревня Малая Шалга с церковью Смоленской иконы Божьей Матери XIX в. хорошо доступна летом, а зимой оказалось, что дороги туда нет. Тем не менее группа участников мужественно проложила туда тропу и обследовала храм. Церковь, так же как в Замошье, построена в классицистических формах, но облик ее иной, более массивный и тяжеловесный. В целом храм сохранился относительно хорошо. Спасают металлические кровли.

Поражает интерьер церкви. Внутри просторно, помещение перекрыто сводчатым потолком-«небо», сохранилась богато оформленная рама иконостаса. Церковь не заброшена, просто сейчас в ней никого нет.

Храм стоит на старом кладбище в окружении деревьев. Со стороны он плохо виден. От ограды остались несколько столбов и ворота. На них написана молитва: «Владычица Одигитрия, сопровождай нас в путях наших и храни нас». Место производит сильное впечатление.

В селе Волосово сохранился основной сруб с алтарным прирубом Никольского храма 1677 г. Шатер давно утрачен. Несмотря на страшное состояние, здание еще можно сохранить и законсервировать в том виде, что сейчас есть. К этому уже прилагаются определенные усилия. На восточной стене четверика сохранилось тябло иконостаса XVII в. с остатками росписи. Это уникальная деталь.

В селе Архангело стоят два старинных храма, находящиеся хотя и в сильно обветшавшем состоянии, но не забытые местными жителями. Сколько таких церквей доживают свой век по всему Северу, и нет сил и возможностей их поддержать и сохранить!

Село Турчасово встретило ночным 20-ти градусным морозом и силуэтом огромного храма, в темноте, кажется, возвышающегося до небес. Храмовый комплекс, планировка и застройка села, река, острожный холм и окрестные деревни представляют собой уникальный по своей сохранности и удивительно цельный ландшафтно-архитектурный ансамбль, который вполне может претендовать на объект ЮНЕСКО. В храме теплится жизнь, звучат молитвы. Разителен контраст между масштабом церкви с колокольней и относительно небольшим число оставшихся в селе жителей. В Турчасово нас принимал и размещал Алексей Сютин, искренне болеющий за восстановление Преображенского храма.

В селе Пияла на колокольне ведутся реставрационные работы по государственному контракту. Колокольня стоит на подмываемой кромке берега. Проще всего ее перенести на новое место и установить подальше от берега. Можно было бы провести и берегоукрепляющие мероприятия, но это значительно сложнее и дороже. Однако в проекте предусмотрено только подведение под колокольню столбчатого заглубленного фундамента. Обеспечит ли это сохранность памятника?

Открытый от обшивки сруб показал, что оба шестигранных яруса построены одновременно. Раньше думалось, что верхний шестерик позднейший. На середине каждой стены верхнего шестерика обнаружены зарубки как будто от конька декоративных кокошников. Однако никакие иные следы не указывают ни их существование. Видимо кокошники были задуманы, намечены, но не сделаны. Первоначальный верх колокольни очевидно был шатровым.

Реставрационное решение подразумевает сохранение сложившегося архитектурного облика. На объекте работают профессиональные опытные специалисты, и будем надеяться на хороший результат.

Состояние Вознесенской церкви и увеличивающийся наклон вызывают тревогу. Это самая высокая русская деревянная церковь. Ее высота от земли до основания креста составляет 44 м.

В конце дня нас приняла в своем доме и напоила чаем Любовь Николаевна Сусева, у которой живут плотники-реставраторы. Благодаря ее настойчивым напоминаниям и пошла реставрация колокольни.

В селе Подпорожье проведено обследование церкви Владимирской иконы Божьей Матери 1757 г. для проекта противоаварийных работ. Здание имеет очень сильные деформации, но сохраняет устойчивость благодаря сложной срубной перекрещивающейся конструкции. Проблемы заключаются в просадке центральной части сруба относительно прирубов, повреждении юго-западного угла при переходе от крещатого сруба к верхнему четверику, повреждении нижних венцов в северо-восточной части и разумеется в обветшавших кровлях и поврежденных подкровельных конструкциях. Планируемые работы нацелены на консервацию здания в существующем состоянии и предотвращение дальнейших разрушений.

Проект противоаварийных работ и их производство будет проводится в рамках проекта «Общее дело» на общественные средства. Организации подготовительных работ много помогает Алексей Петрович Степанов.

Посетив Ворзогоры, мы еще раз вдохновились результатами работ по восстановлению храмов. Общественные инициативы играют огромную роль в сохранении и возрождении деревянных храмов Севера.

Деревня Нименьга раньше видимо была большим поселением. Об этом говорит масштаб двухэтажной Преображенской церкви, построенной в 1878 г. Удивительны ее интерьеры с арками, напоминающими большепролетные конструкции эпохи начала капитализма в России. Это уже не традиционный древнерусский храм, а нечто несущее новые влияния. Консервация храма уже начата. Важно защитить надежными кровлями полицы и пологие части куба.

Колокольня относится к XVIII в. Ее ремонтировали с переборкой, наверное, вместе с постройкой церкви в конце XIX в. Первоначально ее верх видимо был шатровым. Велика вероятность, что над углами четверика были традиционные для нижней Онеги и Поморья кокошники. В этом мы можем убедиться, только приоткрыв обшивку.

Колокольня угрожающе накренилась. В прошлом году были выполнены простейшие противоаварийные меры, но необходимы более радикальные работы, включающие выправление наклона. Мы озадачены этим.

Малошуйка за недостатком времени оказалась в стороне от нашего маршрута, но несколько участников на одной машине все же успели туда съездить. Сретенская церковь используется местными жителями. Проблемы заключаются в необходимости проведения срочных консервационных работ и невозможности их осуществить самим из-за сложности оформления работ в установленном порядке.

Село Пурнема встретило глубокими снегами и относительно хорошо сохранившейся Никольской церковью 1648 г. Здесь имеется самый ранний известный потолок-«небо», не имеющий росписи или покраски. Этот потолок скрыт позднейшим более низким потолком. На чердаке сохранились завершающие главы кресты, возможно, относящиеся к XVII в. Никольская церковь поражает обилием подлинных деталей и конструкций.

В селе Нёнокса мы осмотрели замечательный храмовый комплекс. Виктор Петрович Дренин провел по Троицкой церкви, рассказав о ее архитектуре, конструктивных особенностях и проводимых реставрационных работах. Памятники Нёноксы заставляют задуматься о различных реставрационных подходах и о воссоздании покрасок на деревянных зданиях.

Село Патракеевка (Верховье) стало самой северной точкой нашего маршрута. Доступ на машинах сюда возможен только зимой. Никольская церковь 1744 г. относится к типу восьмигранных с четырьмя прирубами. От Троицкой церкви в Нёноксе она отличается сравнительно небольшими размерами. Западные порталы поражают своей архаичностью, как будто это и не середина XVIII в. Проемы обрамлены массивными косяками с закругленными внутренними углами и заплечиками с выкружкой.

Никольская церковь имеет очень много повреждений и утрат. В советское время был разобран ветхий шатер и установлена временная консервационная кровля. Сейчас здание требует повторной консервации. Возможно, это удастся провести совместными силами «Общего дела» и местных жителей.

В селе Ижма Преображенская церковь 1679 г. представляет собой очень необычный тип храма. В плане это квадратная в плане постройка с компактно расположенными тремя алтарями. Первоначально она имел ступенчатый объем и завершалась тремя главами, но достоверно облик первого строительного этапа неизвестен. В 1717 г. она была перестроена с докладкой сруба над алтарной частью, устройством симметричной четырехскатной крыши, завершенной пятиглавием. В 1911 г. церковь была перенесена дальше от подмываемого берега. Памятник несмотря на свои перестройки сохранил много подлинных и поистине уникальных деталей. Для сохранения здания необходимо срочно возобновить консервационную кровлю.

В Заостровье почти завершена реставрация Сретенской церкви 1688 г. Это хороший пример реставрации в сложных современных условиях работы. Несколько необычный для деревянных памятников фрагментарный подход включает раскрытие древнего сруба, воссоздание бочек по следам и сохранение позднейшей четырехскатной крыши. Для воссоздания первоначальных закомар здесь имеются все данные, но это не обеспечило бы нормальной долговечной сохранности здания.

В селе Зачачье Никольская церковь представляет собой постройку 1909 г., воспроизводящую формы старого храма XVII – XVIII вв. Тогда подобная работа понималась как реставрация. Это традиционный тип восьмигранного от земли храма, но с необычным завершением восьмигранной пучиной. Интересен опыт введения новых нетрадиционных каркасных конструкций, поддерживающих рубленый верх.

Основной сруб еще сохраняет прочность, но пристроенная с запада паперть находится в очень плохом состоянии. В интерьере обрушился потолок, открыв конструкции сруба до самого верха. Покрытие восьмерика держится только благодаря противоаварийным подпоркам.

Село Хаврогоры находится на правом берегу Двины. Здесь сохранилась замечательная шатровая часовня Георгия Победоносца, датируемая 1731 г. Самую старую часть здания составляет основной четверик, переходящий в восьмерик, завершенный шатром. Паперть пристроена позднее. Шатровые часовни сейчас представляют собой исключительно редкий тип. Для сохранения Георгиевской часовни предпринимаются определенные общественные усилия.

В деревне Тулгас стоят две церкви. Наиболее старая Власьевская 1795 г. близка к обрушению, к ней даже страшно подходить. На Климентовской церкви 1880 г. возможно производство противоаварийных и восстановительных работ. Несмотря на угрожающе прогнувшийся потолок, конструкции покрытия четверика достаточно прочные. В трапезной требуется устройство полностью новой крыши.

 

Итак, в результате экспедиции мы увидели много объектов, очень разных по типу, величине и состоянию. Среди них самая высокая деревянная церковь, колоссальные по своему масштабу и архитектурной выразительности кубоватые и шатровые храмы.

Нами были проведены беглые обмеры объектов в Замошье, Малой Шалге, Турчасово (церковь и колокольня), Подпорожье, Нименьге (колокольня), Пурнеме, Ижме. На некоторых объектах мы просто замеряли габариты для понимания объема возможных противоаварийных работ. На некоторых объектах выполнили обмерные планы и разрезы, дающие представление о конструкциях. Везде проводили тщательный осмотр вплоть до глав, где можно было залезть. Эти обследования позволили увидеть очень много нового и расширить свои знания о традиционной деревянной архитектуре.

Состояние практически всех увиденных объектов аварийное или неудовлетворительное. Для сохранения и поддержания разрушающихся храмов государственных мер совершенно недостаточно. И главное, что противоаварийные работы, в которых более всего нуждаются памятники, из средств госбюджета не проводятся вообще.

На многих объектах выполнены или выполняются противоаварийные и восстановительные работы в рамках проекта «Общее дело» или по личным инициативам. Сегодняшняя ситуация показывает, что если мы хотим что-то сохранить, то должны сами браться за дело, не рассчитывая на поддержку государства. Наибольшее впечатление произвели даже не памятники, а люди, неравнодушные к судьбе своих храмов, желающие их возродить и прилагающие к этому все усилия. Собственно, на таких людях и держатся все благие начинания, поддерживается жизнь в северорусских деревнях.