В нижегородском Заволжье сохранилось немало исторических деревянных построек. Среди них церкви XVIII – начала ХХ вв., жилые дома и хозяйственные строения. Экспедиция имела цель составить целостное представление о деревянном архитектурном наследии края, определить его историко-культурную ценность и рассмотреть возможности сохранения. В задачи входило натурное обследование объектов, схематичные обмеры, выявление и фиксация наиболее интересных деталей, оценка технического состояния и определение возможных основных работ по сохранению каждого объекта.
Первые дни мы жили в Белбаже на архиерейском подворье и оттуда совершали радиальные выезды. Далее переехали на Ветлугу и жили в частном доме в Галибихе. Выражаем сердечную признательность Городецкой Епархии, лично Владыке Августину, иеромонаху Евлогию, священнику Алексею Белоусову, Елене Ткач за помощь в организации работы экспедиции.
Участники экспедиции: Анна Ермакова, Оксана Ханова, Надежда Дятликова, Анастасия Маркина, Екатерина Рыбина, Иван Рыбин, Михаил Назаров, Илья Воеводин, Светлана Петрова, Андрей Бодэ.
Церковь Рождества Христова 1776 г. в деревне Гари Сокольского района
От храма остались стены основного четверика и алтаря. На северной стене четверика особенно хорошо прочитывается строительная история церкви. В 1776 г. здание было перестроено с использованием частей предшествующего древнего храма, относящегося, судя по состоянию древесины, к XVII в. Первоначально четверик был меньше, о чем свидетельствуют вставки на углах сруба. На южной стене четверика сохранились следы галереи. Каково могло быть утраченное завершение храма, натурное обследование ответа не дает. Надо искать исторические фотографии или описания.
Объект требует полноценного обследования, но уже сейчас можно сказать, что здание включает в себя части древнейшего в регионе деревянного храма. Здесь та ситуация, когда не обязательно восстанавливать целое, вполне достаточно надежно законсервировать то, что есть.
Меры по сохранению:
· Вырубка молодых деревьев вокруг здания.
· Расчистка завалов внутри храма с сохранением исторических элементов.
· Укрепление северо-восточного угла сжимами.
· Устройство ленточных консервационных крыш над периметром стен без перекрытия всего здания.
Успенская церковь 1886 г. в Понурово Ковернинского района
Церковь находится внешне в удовлетворительном состоянии, утрачена трапезная и колокольня. В дальнейшем при поддерживающих ремонтах можно пожелать бережного сохранения всех уцелевших подлинных исторических элементов.
В деревне Круты у ручья сохранился очень старый дом. Сруб из толстых растрескавшихся бревен похоже относится к XVIII в., крыша, сени, боковая и задняя пристройка – позднейшие. Неподалеку стоят два амбара с залобниками. Один из них очень старый, возможно, относящийся к концу XVIII – первой половине XIX в.
Церковь Николая Чудотворца 1855 г. в Дресвищах Сокольского района
Это каменный храм с деревянным рубленым восьмериком и каркасным покрытием. Сруб снаружи обит железом, что очень плохо для его сохранности при протечках кровли. В каменной части просматриваются следы перестроек, основной четверик в нижней части явно более старый. Возможно и колокольня относится к более раннему времени, чем XIX в. На кладбище обращает на себя внимание открытая часовня на четырех кирпичных столбах с деревянным покрытием и миниатюрной главкой из цельного бревна.
Церковь Иоанна Богослова 1903 г. в Марково Ковернинского района
Церковь красиво стоит над деревней, но находится в руинированном состоянии и едва ли подлежит восстановлению. При определенных усилиях можно законсервировать и сохранить алтарь и колокольню. В деревне много старинных жилых домов. Вдоль ручья расположились баньки. Обнаружился старинный амбар. Судя по его архитектуре и состоянию древесины, его можно отнести к концу XVIII – первой половине XIX в.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1741 г. в Филоново Городецкого района
Храм находится тоже в полуразрушенном состоянии. Среднерусские клетские церкви XVIII в. схожи друг с другом и можно сказать типичны. Но их осталось столь мало, что каждая такая потеря воспринимается болезненно. Декор фасадов включает резные детали, характерные именно для Поволжья – капители, розетки, кокошники над окнами. Под развалинами на западной стене храма – фреска с образом Богородицы.
Здесь можно законсервировать хотя бы алтарь.
Церковь Троицы Живоначальной XVIII – XIX вв. и церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1779 г. в Худяково Городецкого района
Это комплекс, состоящий из двух церквей, окруженных кирпичной оградой с воротами. Троицкая церковь производит впечатление поздней постройки, но некоторые детали явно свидетельствуют, что в ее основе здание XVIII в. Судя по следам, первоначально четверик и трапезная имели высокие двухскатные крыши. В XIX в. верхняя часть церкви была перебрана, форма завершения изменена, окна растесаны, пристроена колокольня. Внутри стены покрыты штукатуркой и расписаны сюжетной живописью, которая в некоторых местах неплохо сохранилась.
Вторая Покровская церковь – обычный небольшой клетский храм XVIII в., перестроенный в XIX в. Первоначально крыша трапезной была ниже. Храм завершался восьмериком с главкой.
Комплекс уникален по общероссийским меркам. Подобных комплексов деревянных храмов в стране осталось крайне мало. Тем более, церкви относятся к XVIII в. Здания сильно повреждены, имеют локальные разрушения. Консервационные мероприятия очень актуальны. В идеале такие объекты должны быть полноценно отреставрированы.
Меры по сохранению Троицкой церкви:
· Вырубка молодых деревьев вокруг здания.
· Расчистка завалов внутри трапезной с сохранением исторических элементов.
· Консервация существующих крыш.
· Устройство ленточных консервационных крыш над южной и северной стенами трапезной.
· Устройство консервационной крыши над колокольней.
· Устройство простого трапа для входа в здание и прохода по трапезной, уборка внутри.
Меры по сохранению Покровской церкви:
· Вырубка молодых деревьев вокруг здания.
· Расчистка завалов внутри храма с сохранением исторических элементов.
· Укрепление поврежденных участков южной стены сжимами и подпорками.
· Устройство простого трапа для входа в здание и прохода внутри до алтаря, уборка внутри.
· Консервация существующих крыш с добавлением утраченной части на южном скате.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1851 г. в Покровском Семеновского района
Подобные храмы нередко строились в средней России во второй половине XIX – начале ХХ в. Сейчас многие из них утрачены или, как Покровская церковь, находятся в крайне аварийном состоянии.
Для полного восстановления Покровской церкви вряд ли найдутся силы, но колокольню возможно сохранить путем консервации крыш и локального укрепления конструкций сруба в местах повреждений.
На кладбище сохранились старообрядческие надмогильные резные столбики.
Церковь Владимирской иконы Божьей Матери 1766 г. во Владимирском Воскресенского района
Прекрасно сохранившийся храм XVIII в. с перестройками и отделкой XIX в. Снаружи и внутри поражает подлинность всего. Церковь мало обследована на предмет выявления ее первоначального облика. Очень интересно, каким был храм в XVIII в. Замечательно, что храм действующий, и служит в нем отец Владимир, работавший с реставрацией памятников деревянного зодчества.
Усадебный комплекс в Галибихе
На берегу Ветлуги живописно расположилось несколько усадебных домов первой половины XIX в. Это не совсем усадьба в обычном представлении, скорее – ряд особняков-дач. Их архитектура эклектична (разностильна) с преобладанием русских мотивов. Состояние объектов не критичное, но они требуют полноценной реставрации в комплексе с парком и благоустройством. Работа с подобными объектами лежит в сфере государственного финансирования. Интересный рассказ об истории усадьбы, живших и работавших здесь людях мы услышали от Елены Ткач.
В деревне Галибиха частично сохранился традиционный колодец с большим колесом.
Троицкая церковь 1713 г. и церковь Зосимы и Савватия 1870 г. в Троицком Воскресенского района
Уникален деревянный храмовый комплекс, само место, отличающееся эпической красотой, и Троицкая церковь, внешне отделанная в XIX в., но внутри сохранившаяся с начала XVIII в. почти без перестроек. В интерьерах мы видим открытые бревенчатые стены, подлинные полы, потолки, обрамления дверных и оконных проемов, клиросы, лавки. Это настоящая энциклопедия традиционных приемов устройства деревянного храма XVIII в. Троицкая церковь обладает исключительной исторической и культурной ценностью.
Церковь Казанской иконы Божьей Матери первой трети XIХ в. в Богородском Воскресенского района
Каменный храм очень больших размеров в стиле классицизм с деревянным бревенчатым куполом над основным молитвенным помещением. В среднерусских деревянных храмах встречаются рубленые купольные покрытия, например, в Луховицах (дер. Сушково), в Дёгтево Ярославской области. Купол в Богородском имеет пролет 13 м и состоит из 16 граней. Это один из самый больших деревянных куполов в России, уступающей, насколько мы знаем, по пролету восьмигранному куполу Воскресенского храма в Ульяново Калужской области.
В любом случае конструкция 16-гранного купола в Богородском уникальна. Состояние купола требует специального обследования, частичные повреждения кровли вызывают беспокойство.
Мы горячо поддерживаем усилия отца Антония и его супруги Марии по восстановлению храма.
Церковь Параскевы Пятницы конца XIX – начала ХХ вв. в Докукино Воскресенского района
Церковь второй половины XIX в. по архитектуре типична для своего времени. Завершение церкви обрушилось, сильно повреждены стены. Колокольня еще стоит ровно и достаточно прочно. Так же как в Марково и Покровском, здесь можно сохранить колокольню, устроив консервационные крыши.
В деревне Бесходарное прямо у дороги обращает на себя внимание жилой домик с одним окошком на фасаде. Он интересен, как образец совсем маленького жилища. Старинных жилых домов в нижегородских деревнях осталось немало, но столь маленькие – исключительная редкость. Такие объекты, конечно, надо перевозить в музеи под открытым небом или на какие-то исторические площадки, тем более, что этому домику грозит снос.
Большие Отары
В старинном купеческом доме устроен музей дерева, в котором представлено все, что связано с лесозаготовительным промыслом края, различные изделия из дерева, исторические предметы. Нас радушно встретила хранительница музея Валентина Геннадьевна Уткина, отдающая все силы своему делу.
Краеведческий музей в Воскресенском
Над берегом Ветлуги возвышается особняк лесопромышленника Беляева, построенный по образу беляны – временного судна для сплава леса. В здании размещен краеведческий музей, рассказывающей о жизни края. В музее уже поздно вечером нас встретила Татьяна Ивановна Пелевина и провела замечательную экскурсию.
Церковь Знамение иконы Божьей Матери конца XIX в. и колокольня в Знаменском Воскресенского района
Церковь уже почти разрушилась. Колокольня, сохранившаяся от предшествующего храма 1801 г., относится к этому времени или еще более ранняя. Она похожа на колокольни во Владимирском и Троицком. Колокольня определенно имеет историко-архитектурную ценность и заслуживает сохранения, тем более, что на месте есть человек – Евгений Юрьевич Милославский, неравнодушно относящийся к разрушающемуся храму. Скорейшего укрепления требует восточная стена, где образовались повреждения, которые могут привести к наклону сруба.
Меры по сохранению колокольни:
· Вырубка молодых деревьев вокруг здания.
· Расчистка завалов внутри с сохранением исторических элементов.
· Укрепление восточной стены подпорками в арке.
· Устройство консервационной крыши с сохранением осевого столба и главки.
Колокольня XIX в. церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Будилихе Воскресенского района
Сама церковь утрачена, осталась только ярусная колокольня с утраченным верхом. Колокольня относительно небольшая и для ее сохранения достаточно положить консервационную крышу.
Церковь Казанской иконы Божьей Матери 1742 г. в Богородском (Беберино) Варнавинского района
Хотя это и рядовой клетский храм XVIII в., которых в свое время было много, но среди осмотренных аналогов, он единственный относительно хорошо сохранившийся. В этом его основная ценность. В консервации он похоже не нуждается. Подобные объекты хочется видеть полноценно отреставрированными. Тем более что имеется старая фотография и в подкровельных конструкциях сохранились следы утраченной главы. Хорошо сохранилась обшивка стен, детали, то есть на здании много подлинного исторического. При работе главное это не потерять. Можно порадоваться, что у храма есть смотритель – Владимир Александрович Щёлоков.
Колокольня церкви Ильи Пророка 1773 г. в Ильинском Краснобаковского района
Храм утрачен. Осталась многоярусная колокольня. Она стоит без крыши, значительные повреждения имеются на восточной и западной стене в уровне первого-второго яруса, внутренние конструкции сохранились неплохо за счет открытости и проветривания.
Если принимать меры по сохранению колокольни, то в первую очередь требуется укрепление восточной стены и консервационная крыша.
Церковь Воскресения Господня 1703 г., конца XIX в. в Зарубино Городецкого района
Церковь уже частично разрушена. К началу XVIII в. относится четверик на две третьих своей высоты, алтарь и трапезная до переруба. Судя по следам трапезная имела высокую двухскатную крышу. Видимо такую же крышу первоначально имела и церковь. При перестройке в XIX в. облик здания радикально изменился.
Объем здания очень велик и для его сохранения нужны огромные средства и силы. Еще есть возможность законсервировать четверик и алтарь с помощью сжимов поврежденных участков стен и консервационных крыш.
Во деревнях нижегородского Заволжья встречается много традиционных жилых домов. На некоторых из них еще сохранились резные типично поволжские карнизы. Особенно ценны дома, сохранившиеся целиком, в комплексе с хозяйственным двором. Встречаются и старинные амбары, баньки, топившиеся по-чёрному. В целом здесь много объектов для исследователей деревянного зодчества и традиционной культуры.
Ценность объекта определяется его возрастом и степенью сохранности. Мы обращали в основном внимание на постройки XVIII в., но церкви XIX в. не менее интересны. Кроме архитектурных достоинств они нам дороги просто, как православные храмы, как свидетели нашей истории и культуры.
Предложенные работы по сохранению объектов принципиальны, они обусловлены первоочередной необходимостью. Многие осмотренные храмы вообще лишены внимания людей. Вспомним, что работы общественного проекта «Общее дело» по восстановлению северорусских храмов начинались с простой уборки и первой молитвы после долгого перерыва.
Восстановить можно любую постройку, было бы желание и вера.