Нижняя Онега - Поморье, 2019

Нижняя Онега - Поморье, 2019

Поездка стала логическим продолжением прошлогоднего мартовского путешествия в Поморье. Некоторые новые объекты для обследования мы наметили из научного интереса, некоторые объекты надо было обследовать в связи с работами по их сохранению. Правда, маршрут пришлось откорректировать по ходу в связи с потеплением и закрытием ледовых переправ через реки. Мы передвигались на трех машинах и небольшими группами разъезжались по объектам в соответствии со своими задачами. Состав экспедиции: П. Архипов, А. Бодэ, П. Быков, И. Воеводин, А. Ермакова, А. Еськов, О. Зинина, Т. Ковалевская, М. Кочетовский, А. Носкова, С. Петрова, Е. Ходаковский, Е. Черновская, С. Черновская.

Первым объектом была часовня Казанской иконы Божьей Матери в деревне Ануфриево Коношского района. Ее основой является сруб XVIII в., а может быть и более раннего времени. Часовня поднята на очень высокий подклет, который использовался как амбар, причем вход в него был с восточной стороны, что непривычно. В XIX в. с западной стороны была сделана большая пристройка, над которой была поставлена колокольня. Был полностью переделан верх и все здание было одето в обшивку.

Сейчас встает достаточно сложный вопрос, какие работы наметить по этой часовне. Старый сруб стоит ровно, сруб пристройки разъехался и просел, колокольня практически полностью разрушилась. Общий подход, наверное, должен заключаться в том, что остатками безвозвратно утраченных частей можно пожертвовать, и максимально сосредоточить силы на сохранении основных уцелевших частей. Самую большую сложность представляет консервация деформированного сруба пристройки.

Миновав древний и прекрасный Каргополь, мы отправились на нижнюю Онегу, где были сосредоточены основные объекты нашего внимания. Обследование и архитектурные обмеры церквей производились для научно-исследовательской работы «Деревянная храмовая архитектура Русского Севера конца XVIII – начала ХХ вв.», выполняемой всеми участниками под руководством Е.В. Ходаковского по гранту РФФИ.

Одна из групп остановилась в деревне Большая Фёхтальма. Здесь находится церковь Казанской иконы Божьей Матери, построенная в 1907 г. по проекту архитектора Каретникова. Здание достаточно хорошо сохранилось, но утрачены глава и колокольня. Церковь отличается от более ранних традиционных деревянных храмов архитектурной обработкой фасадов, выполненной в духе эклектики с русскими мотивами. В этом ее особый колорит.

Все участники экспедиции встретились в деревне Большой Бор у гостеприимной Елены Михайловны Олуфёровой – главы сельской администрации. Здесь мы провели несколько дней, делая радиальные выезды на объекты. В Большом Бору стоят две церкви. Ильинская церковь середины XIX в. прекрасно сохранилась и используется как храм местной общиной. Георгиевская церковь находится в запустевшем и аварийном состоянии. Исторические документы свидетельствуют о том, что она была построена во второй половине XIX в. на основе более ранней часовни. И действительно обследования это подтверждают. Судя по историческим источникам, церковь первоначально имела шатровый верх и шатровую колокольню.

В связи с продолжающимися работами на Владимирской церкви в Подпорожье были сделаны некоторые дополнительные обследования. Предполагается восстановление утраченных полов в паперти и работы по укреплению сруба и фундаментов.

Богоявленская церковь в деревне Поле представляет собой достаточно необычную постройку. Она датируется серединой XIX в., но четверик с крутым повалом и крупный куб дошли до нас, как будто, из XVII в. Обследования конструкций вроде бы подтверждают позднюю дату постройки, но снаружи глядя на эти формы, все равно остаются сомнения.

Самым удаленным объектом нашего маршрута стала Никольская церковь в деревне Унежма. Добирались туда от Малошуйки снегоходами по прибрежному льду моря около 50 км. Деревня оказалась не совсем заброшенной. Сохранились дома, сезонно используемые. Правда, церковь находится в крайне аварийном состоянии. Это постройка 1820-х гг. с трапезной начала ХХ в. Об истории и архитектуре этого храма много написано Е.Е. Федосеевой. Сейчас трапезная уже практически разрушилась и восстановлению вряд ли подлежит, но основной сруб и алтарь можно сохранить. Первоочередным делом должна быть разборка обрушающегося куба и сборка его на земле. Далее в зависимости от возможностей надо подумать о консервации или реставрации срубов четверика и алтаря. Очень интересно было бы увидеть этот храм в отреставрированном виде с открытыми от обшивки стенами и восстановленными первоначальными проемами.

Параллельная группа съездила в Мондино и Каменное. На Троицкой церкви были начаты архитектурные обмеры. Это очень красивый и огромный храм, явно рассчитанный на большое количество прихожан. Сейчас здесь тишина и запустение. На лето намечены дальнейшие архитектурные обследования и, Бог даст, противоаварийные работы на кровле. Ильинская церковь в Каменном поражает своей сохранностью и чистотой. Люди словно только что покинули ее.

После нижней Онеги мы поехали на Водлозеро, переночевав в Каргополе и по дороге заехав в Красную Лягу и на Хижгору. Церковь Александра Свирского представляет собой пример хорошей бережной реставрации, проведенной в 1980-х гг.

На Водлозере мы осмотрели Никольскую часовню в деревне Чуяла. Этот объект реставрируется на частные пожертвования. Работы идут с 2017 г., не спеша, в соответствии с имеющимися возможностями, и такой режим работы дает неплохие результаты.

Посещение Ильинского погоста – это всегда праздник. Это место уникально тем, что старинный деревянный храм является действующим и вокруг живут люди. Здесь уединение и тишина органично сочетаются с продолжающейся жизнью. Проведя день за осмотром Ильинской церкви и в прогулках, после вечерней службы уже совсем поздно мы уехали в Куганаволок, откуда утром отправились в Москву.

Основные впечатления поездки заключаются в том, что наибольший историко-архитектурный интерес представляют собой объекты, не тронутые масштабной реставрацией. Отреставрированные церковь в Заостровье и колокольня в Пияле уже в значительной степени новые постройки с включением в них исторических частей или отдельных элементов. Не говоря уже о Бережной Дуброве, где церковь XIX в. была заменена недостоверным и грубым новоделом.

Работы по сохранению храмов, проводимые в рамках общественных инициатив, не столь грандиозны и не вносят в объект столько новизны. Конечно они не обеспечивают сохранность здания на многие десятилетия вперед. Но они сохраняют подлинность, что самое ценное в историческом здании.

Среди увиденных нами храмов много построек XIX в., и они не менее интересны, чем церкви более раннего времени. Облик храмов XVII – XVIII вв. и их интерьеров мы уже воссоздаем по материалам исследований, по оставшимся на стенах следам или по аналогам. Храмы XIX – начала ХХ в. сохранили до нашего времени свою почти живую подлинную атмосферу. На государственные средства объекты XIX в. не реставрируются вообще. Может и к счастью. Если на них и ведутся работы, то по общественным или частным инициативам. Они носят преимущественно консервационный характер. Общественные работы по сохранению деревянных храмов сейчас являются самыми действенными.