Нижняя Онега, июль 2019

Нижняя Онега, июль 2019

Экспедиция стала завершением натурных обследований и архитектурных обмеров деревянных храмов в рамках научно-исследовательской работы «Деревянная храмовая архитектура Русского Севера конца XVIII – начала ХХ вв.», выполняемой под руководством Е.В. Ходаковского по гранту РФФИ.

В экспедиции участвовали Е.В. Ходаковский, О.А. Зинина, А.А. Ермакова, С.В. Петрова, А.Б. Бодэ. В соответствии с задачами работы мы сосредоточили внимание на церквях XIX – начала ХХ в., которые ранее практически не обследовались.

Церковь Казанской иконы Божьей Матери в деревне Большая Фёхтальма интересна тем, что была построена в 1907 г. по проекту А.А. Каретникова. Сохранившиеся материалы проекта позволяют увидеть насколько точно проект реализовывался и представить себе утраты советского времени. Церковь строилась в русской стилистике в соответствии с тенденциями того времени.

21 июля в престольный праздник в храме собралось много народа – местных и приезжих. После чтения молитв дети устроили концерт, были выставлены ведра с киселем и угощения. Радостно поразила оживленная атмосфера. В северных деревнях не умирает жизнь, и храмы нужны людям. Поскольку часть здания церкви явно грозила обрушением, сразу жепосле праздника с местными жителями организовали установку противоаварийных подпорок. Наметили кое-какие меры для дальнейшего укрепления храма. Научные исследования почти на всех объектах неожиданно, но логично переходят в производство работ.

Церковь Кирика и Иулиты 1847 г. в деревне Канзапельда небольшая по величине и достаточно хорошо сохранившаяся. В ее истории прослеживается два этапа. Первоначально в интерьере церкви не было обшивки, которую сделали на рубеже XIX – ХХ вв. Церковь построена в духе классицизма, но отесанные стены с скругленными углами и открытые конструкции звонницы напоминают о жизнеспособности традиций деревянного строительства.

Несколько лет назад силами «Общего дела» были проведены работы по консервации храма. Сейчас местные жители выражают желание восстанавливать свой храм.

Георгиевская и Ильинская церкви в селе Большой Бор составляют храмовый комплекс, красиво возвышающийся над склоном. Мы начали их обследовать в прошлую мартовскую поездку. Ильинская церковь представляет собой вполне типичную постройку XIXв., а вот Ильинская, хотя и датируется XIXв., имеет более давнюю строительную историю. Церковь имела шатровый верх и первоначально шатровую колокольню. Ильинскаяцерковь действует, в селе образовалась община. Георгиевская церковь находится в аварийном состоянии.

В Большом Бору, так же, как и в марте, нас принимала Елена Михайловна – глава сельской администрации. При всей своей занятости, она успевала и приготовить еду на всех, и истопить баню, и даже выезжала с нами на объекты. Самой ценной благодарностью с нашей стороны могла бы быть организация работ по восстановлению Георгиевской церкви.

Церковь Параскевы Пятницы в деревне Воймозеронаходится в стороне от реки в небольшой, но отнюдь не заброшенной деревне. Церковь интересна тем, что в XIX в. она была перестроена из часовни XVIII в. Первоначальные формы часовни полностью сохранились. Она представляет собой редкий для настоящего времени шатровый тип. Для сохранения церкви также требуется проведение некоторых работ, которые, будем надеяться, удастся провести в следующем году.

Троицкая церковь 1888 г. в деревне Мондино представляет собой грандиозныйтрехпрестольный храм, величина которого совершенно несоразмерна существующей деревне, от которой осталось несколько домов, используемых в летнее время. Нас гостеприимно приняла семья, живущая в доме напротив церкви. Казалось бы, это огромный храм никому не нужен и обречен на постепенное разрушение. Однако находящиеся рядом люди косят вокруг траву и надеются на его сохранение. Лет десять назад силами «Общего дела» была покрыта трапезная. Сейчас здание вновь требует неотложных противоаварийных работ. Мы просто обязаны провести их в следующем году. 

Ильинская церковь 1911 г. в деревне Каменное–небольшая, уютная и хорошо сохранившаяся. По архитектуре ее можно поставить в один ряд с церковью в Фёхтальме – основные формы традиционны и в общем-то обычны, но декор выдает влияние русского стиля. Само собой, мы выполнили обмеры, но на всех объектах неизбежно охватывает желание что-то сделать для их сохранения, по-хозяйски навести порядок. Здесь нужно немного, но, если запустить повреждения, потом их устранять будет необычайно сложно. Единственное, что удалось наспехсделать – это немного очистить металлическую кровлю от наросшего мусора. Здесь тоже в ближайшее время надо планировать работы.

Сретенская церковь 1893 г. в деревне Чекуево – все, что осталось от некогда стоявшего здесь величественного храмового комплекса. Завершение церкви утрачено, кровля уже провалилась, и удалось зафиксировать только план и фасады в нижних частях стен. Восстановительные работы здесь маловероятны, но на основе материалов обследования можно хотя бы выполнить графическую реконструкцию первоначального облика.

Наше путешествие завершилось в Нименьге, куда поехали трое из всех участников. На Преображенской церкви и на колокольне силами «Общего дела» проводились противоаварийные работы. Здесь работало много людей, но запланированные объемы работ были очень велики. Срок экспедиции истекал, и не все удавалось сделать полностью. Мы сразу погрузились в авральную обстановку. В итоге, все же работы были завершеныдостойно.

Итак, мы покидаем Север. Здесь мы пробыли чуть более недели, а кажется месяц. Насыщаясь событиями и делами, время раздвигается. Самые сильные впечатления и радость – от совместной работы с друзьями и от общения с местными жителями. Понимаешь, как дорог круг людей, объединенный общими интересами, общим делом и общими подходами к делу. Хочется, чтоб наши скромные усилия по сохранению деревянных храмов способствовали продолжению жизни на Севере с его удивительно прекрасными людьми.