Архитектура деревянных храмов Онежского Поморья XVII – XIXвеков. Типология, эволюция, региональные традиции

Архитектура деревянных храмов Онежского Поморья XVII – XIXвеков.  Типология, эволюция, региональные традиции

Архитектура деревянных храмов Онежского Поморья XVII – XIX веков. Типология, эволюция, региональные традиции

 

Научно-исследовательская работа выполнена в 2020 – 2022 годах при финансовой поддержке РФФИ, проект 20-012-00356 А

 

Участники проекта:

А.Б. Бодэ, И.В. Воеводин, А.А. Ермакова, Н.В. Дятликова, Т.В. Жигальцова, О.А. Зинина, Т.С. Ковалевская, С.В. Петрова, А.А. Терентьева, З.А. Тодорова, Е.В. Ходаковский, Ю.А. Щеглова

 

Важнейшие результаты, полученные при реализации проекта

 

Как показывают проведенные историко-архитектурные исследования, Онежское Поморье не случайно выделяется, как значительный территория, характеризующаяся определенными архитектурными традициями. Архитектура Беломорья в целом вобрала в себя много влияний, привнесенных различными путями. Онежское Поморье очень тесно связано с нижней Онегой. Это даже видно по расположению поселений. Наибольшее их сосредоточение тяготеет к устью Онеги, а дальше по берегам поселения редеют. Но при значительной общности Онежское Поморье отличается от Поонежья промысловым характером жизни и связями с разными отдаленными местами по пространству моря. Это не могло не отразится и на архитектуре. Деревянные храмы Онежского Поморья очень разнообразны по своим формам, в них прослеживаются влияния каменного зодчества.

В исследовании детально рассмотрена строительная история и архитектура всех объектов, расположенных на исследуемой территории. На четырнадцати существующих постройках проведены натурные обследования, выполнены архитектурные обмеры. По всем объектам выявлены и изучены архивные исторические источники. В результате работы выявлена строительная периодизация исследуемых объектов, получено представление о первоначальном облике и всех позднейших архитектурно-строительных изменениях.

Впервые детально обследованы и введены в научный оборот храмы в Ворзогорах, Нименьге, Юдмозеро, колокольни в Нименьге, Ворзогорах, Малошуйке. Очень интересные новые сведения открылись на храмах в Пурнеме, Унежме, на Кий-острове. Впервые выявлены исторические сведения по храмам в Лямце, Тамице, Кянде, Сырьинскому и Кожеозерскому монастырям. В целом получено достаточно полное представление об архитектуре деревянных храмов и колоколен Онежского Поморья. Совершенно новое представление сложилось об архитектуре поморских часовен-молитвенных домов.

Изучена типология исследуемых объектов Онежского Поморья, которая очень многообразна в силу влияний и связей.

Клетские храмы представлены по сути единственным примером – церковью Всех Святых на Кий острове середины XVII в. Это простой по архитектуре храм, не похожий на привычные северорусские клетские церкви. Также предположительно клетской была Никольская церковь XVI – XVII вв. в Унежме. Скорее всего, она имела двухскатное с полицами покрытие, как на утраченной Преображенской церкви в Подужемье в районе Кеми, на алтарных прирубах Никольской церкви 1638 г. в Малошуйке, Никольской церкви середины XVII в. в Пурнеме, утраченной Никольской церкви 1733 г. в Шижне. Судя по небольшому количеству примеров, клетские храмы в Онежском Поморье не имели широкого распространения.

К шатровым храмам относятся Никольская церковь 1638 г. в Малошуйке, Никольская церковь середины XVII в. в Пурнеме, утраченная Никольская церковь 1661 г. в Нижмозере, утраченная Богоявленская церковь 1668 г. в Кянде. Это относительно небольшие постройки с основанием в виде восьмерика на четверике. Все они, разумеется, были неотапливаемые. Можно заключить, что для Онежского Поморья это был распространенный тип храма. По-видимому, очень необычной постройкой была Никольская церковь 1636 г. в Ворзогорах до перестройки XIX в., но для определенных выводов материалов пока недостаточно. 

Монументальные пятиглавые храмы распространены на всей рассматриваемой территории. Это Введенская церковь 1793 г. в Ворзогорах, Никольская церковь в Ворзогорах после перестройки XIX в., Сретенская церковь 1873 г. в Малошуйке, утраченная Климентовская церковь XIX в. в Нижмозере, церковь Рождества Христова 1860 г. в Пурнеме. Они представляют собой большие здания с просторными помещениями. Все они завершаются пятью главами, кроме церкви в Пурнеме. Большинство из них имеют отапливаемые трапезные.

Кубоватые храмы относятся к очень распространеному на Онеге и в Поморье типу. В основании это либо простые четвериковые в плане постройки, либо крещатые. Если в Поонежье широко представлены все типы и вариации храмов с кубоватыми завершениями, то в Онежском Поморье – это отдельные и довольно разные по архитектуре образцы. К крещатым в плане постройкам относится давно утраченный Успенский собор 1695 г. в Онеге и его более поздняя реплика Владимирская церковь 1757 г. в Подпорожье. Четвериковые в основании храмы – Вознесенская церковь 1669 г. из Кушереки (ныне в музее «Малые Корелы»), утраченная Никольская церковь 1683 г. в Онеге, утраченная Троицкая церковь 1725 г. в Подпорожье, Никольская церковь 1824 г. в Унежме и Преображенская церковь 1878 г. в Нименьге.

По историческим источникам выявлен ряд одноглавых кубоватых построек: Никольская 1661 (1667) г. в Сырье, Сретенская 1698 г. в Малошуйке, Успенская 1700 г. в Кушереке, предположительно Благовещенская церковь 1690-х гг. Кожеозерского монастыря. Вместе с одноглавыми кубоватыми церквями Пятницкой последней трети XVII в. в Шуерецком и Никольской 1824 г. в Унежме это уже значительный ряд объектов, явно относящийся к единой строительной традиции.

Колокольни в Нименьге, в Унежме, Ворзогорах, Подпорожье, Малошуйке, Пурнеме, Нижмозере, построенные в XVIII – XIX вв. обладают одинаковой структурой основания в виде восьмерика на высоком четверике. Достоверно известно, что на колокольнях в Нименьге, Малошуйке, Кушереке не было привычных для Поонежья декоративных кокошников. На нескольких наиболее отдаленных от устья Онеги колокольнях зафиксированы шатры (Пурнема, Нижмозеро, Унежма), остальные имеют завершения куполом со шпилем.

Часовен в Онежском Поморье не сохранилось, но есть две небольшие церкви, перестроенные из часовен. Это кладбищенская церковь Зосимы и Савватия XIX в. в Ворзогорах и церковь Тихвинской иконы Божьей Матери конца XVIII в., 1863 г. в Юдмозере. Исследования показали, что первоначально они представляли собой постройки очень схожие с отдельно стоящими трапезными или жилыми домами. Исторические источники свидетельствуют о том, что подобных часовен в Онежском Поморье было немало.

Эволюция архитектурных форм, выражавшаяся в изменениях или смене одних другими, прослежена на примере изменения типологии храмов и отдельных частей зданий – двухскатных покрытий, кубоватых завершений. Шатровые храмы в Онежском Поморье строились преимущественно в XVII в. По сравнению с другими территориями Русского Севера активность их строительства быстро угасает, в XVIII в. они уже почти не строятся и заменяются иными типами храмов.

Свидетельств о древности монументальных пятиглавых церквей не имеется. Самые ранние примеры относятся ко второй половине XVIII в. Похоже, что это относительно поздний тип храма, распространившийся под влиянием каменного зодчества Соловецкого и Крестного Кий-островского монастыря. Строительство их устойчиво продолжается и в XIX в.

Эволюция храмов с кубоватыми завершениями хорошо прослеживается на примере объектов, расположенных в Поонежье. В Онежском Поморье развитие архитектурных форм кубоватых храмов имеет много общего с Поонежьем, но создается впечатление, что они здесь иногда строились просто по отдельным поонежским образцам, не выстраиваясь в единую эволюционную систему.

Новым открытием можно назвать кубоватые одноглавые храмы, которых в Онежском Поморье выявлено достаточно много. К ранним образцам можно отнести шуерецкую церковь с «классической» формой куба, обладающего плавным килевидным силуэтом. На поздних постройках, например, в Унежме и Нименьге форма куба видоизменена, силуэт притупляется, становится громоздким и тяжеловесным. Церковь в Нименьге по своим общим формам близка к монументальным пятиглавым храмам.

Двухскатные покрытия на наиболее древних храмах (покрытия алтарей в Малошуйке, Пурнеме, Кянде) имеют полицы. Таковы же крыши на церкви в Подужемье. На постройках конца XVII – XVIII вв. двухскатные с полицами покрытия уступают место бочкам.

Выявлены характерные особенности архитектуры деревянных храмов Онежского Поморья, которые выражаются не наличие каких-либо уникальных приемов и форм, а в преобладании определенных типов церквей, которые на других территориях Севера в таком количестве и сосредоточении не встречаются. К таковым относится возведение монументальных пятиглавых церквей и кубоватых одноглавых церквей.

Монументальные пятиглавые церкви можно назвать символом Онежского Поморья. Это сохранившийся храмовый комплекс в Ворзогорах, состоящий из двух подобных храмов, не имеющий аналогов на Севере, церковь в Малошуйке, к ним смело можно отнести чуть другие по архитектуре, но схожие по образу церкви Пурнеме и Нименьге. Строительство подобных храмов очевидно составляет наиболее значительную характерную особенность деревянного храмового зодчества Онежского Поморья.

Кубоватые одноглавые храмы – это единично встречающийся на Севере тип. Но в Онежском Поморье в XVII – XIX вв. был построен ряд таких церквей, что очевидно составляет локальную традицию. Сейчас они представлены единственной относительно поздней церковью в Унежме.

Типичные для Поонежья пятиглавые кубоватые храмы, согласно историческим источникам, в Онежском Поморье также строились, и они относятся к единой онежско-поморской традиции. В архитектуре шатровых храмов каких-либо выраженных особенностей по сравнению с Поонежьем не наблюдается. Сочетание шатрового и кубоватого храма, типичное для нижнего Поонежья, также характерно и для Онежского Поморья в XVII в. В более позднее время кубоватые церкви уступают приоритет монументальным пятиглавым храмам.

В архитектуре колоколен можно отметить примеры более древних и традиционных шатровых завершений, в отличие от массово преобладающих на Онеге куполов со шпилями. Строительство часовен-молитвенных домов, скорее всего, составляет не только поморскую традицию, но распространенную более широко. Это требует исследований на других территориях Севера, где жили старообрядцы.   

Проведено сопоставление архитектуры поморских храмов с традициями деревянного зодчества Севера в целом. Таким образом, архитектура деревянных храмов Онежского Поморья тесно связана с традициями Поонежья и сформировалась на их основе. Но поонежские архитектурные традиции, выходя на простор Онежского Поморья рассеиваются и меняются. Морские связи и соответственно влияния с разных территорий обусловили архитектурную неоднородность поморских построек. В деревянном зодчестве Онежского Поморья очень заметны влияния архитектуры каменных храмов.

 

За период реализации проекта проведено две научно-исследовательских экспедиции в 2020 и 2021 годах.

 

Итоговым результатом работы обещает быть коллективная монография «ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ ОНЕЖСКОГО ПОМОРЬЯ XVII – XIX ВЕКОВ». Ориентировочный срок выхода в свет – конец 2023 года.