Церковь Параскевы Пятницы 1855 – 1857 гг. является самым известным и значительным памятником деревянного зодчества Красноярского края. Памятник прошел два строительных этапа. Будучи построен единовременно, и в более позднее время существенно не перестраивалось. Перестройка начала ХХ в. выразилась в изменении обработки фасадов. Тогда была сделана обшивка стен с покраской и металлическая луженая кровля вместо деревянной. Монументальная живопись в интерьере основного молитвенного помещения представляет собой редкость для деревянного храма, имеет значительную историческую и художественную ценность.
Проект реставрации выполнен в ЦНРПМ коллективом специалистов в составе: И.В. Воеводин (ГАП), В.И. Линьков (ГИП), О.А. Зинина, А.А. Ермакова, А.Б. Бодэ.
Облик первого строительного этапа интересен открытым срубом и деревянными кровлями. Это делает объект в полном смысле памятником деревянного зодчества. Однако за свою историю здание претерпело существенные изменения, которые сейчас уже необратимы. Кроме того, многие детали, бывшие на первом строительном этапе, оставляют вопросы.
Облик второго строительного этапа понятен практически полностью. Недостающие фрагменты обработки фасадов и детали достоверно реконструируются по имеющимся образцам. Металлическая кровля с организованным водоотводом для такой сложной крыши логична, она обеспечит долговечность здания. Поэтому в проекте реставрации предлагается в целом ориентироваться на сохранение облика начала ХХ в. Однако по объективным причинам допускаются от него определенные отступления.
За истекшее столетие материалы и поверхности памятника приобрели патину времени, которая указывает на его возраст, подлинность и ценность. Воссоздание покраски стен уничтожит патину времени и даст эффект современной отделки. Мы предлагаем ее не воссоздавать, и старые подлинные доски обшивки и детали оставить в том состоянии, как они дошли до нас. Новые добавляемые элементы предлагается ничем не обрабатывать, через два-три года они сами приобретут цвет старой древесины. Такое же решение предлагается и по кровле. Сейчас она имеет темный цвет старого железа. В новом материале подобную поверхность можно наиболее приближенно воспроизвести из оксидированной меди.
В интерьерах первоначально голубые стены и потолки сильно потемнели и приобрели темный коричнево-зеленоватый цвет. Внутренняя поверхность стен алтаря, основного храмового четверика, трапезной и колокольни по проекту остается в существующем виде, т.е. с патиной времени. В основном четверике плоскости потолка и парусов, где находится живопись, предлагается осветлить, т.е. снять потемневшие наслоения и укрепить красочный слой, но без восполнения утрат.
То есть принципиальный реставрационный подход к данному объекту – максимальное сохранение подлинника без обновления. Причем этот подход одобрен и даже во многом задан настоятелем храма священником Алексеем Язевым.
Что касается методов производства работ, то повреждения углов основного сруба по всей его высоте определяют переборку, как единственно возможный путь его реставрации. Сруб алтаря не имеет таких тяжелых повреждений, но он конструктивно связан с основным срубом и поэтому его тоже придется перебирать. Трапезную предлагается перебирать частично, только восточную ее часть (до окна). Колокольня, которая хорошо сохранилась, переборке не подлежит. Таким образом, делается попытка максимально избежать переборки, как радикальной меры, в результате которой теряется подлинность.
Разработка проекта реставрации завершена. Проект был заказан приходом. Есть надежда на финансирование реставрационных работ из бюджета Красноярского края, поскольку своими силами объекты такого масштаба вряд ли подъемны. Впрочем, как Бог даст.